13
февраля

ИАЙДО. ОБЩИЙ ОБЗОР

Утверждают, что слово «иайдо» происходит от японского выражения «цунэ ни итэ кю ни авасу», которое означает - где бы ты ни находился, ты всегда должен быть готов мгновенно реагировать. (Небольшое лингвистическое пояснение для тех, кому такое утверждение не кажется очевидным: слово «ИАЙДО» состоит из трех иероглифов «ИРУ» - быть, «АЙ» - гармония и «ДО» - путь. Слово «ИТЭ» в вышеприведенной фразе является одной из грамматических форм глагола «ИРУ», а слово «АВАСУ» - «соединять», «согласовывать», «гаромонизировать» и т.д. - глаголом, от которого образовано существительное «АЙ».)

 

Термин «иайдо» стали использовать только в 30-х годах 20 века. До этого времени для обозначения этой дисциплины чаще всего употреблялись термины иай-дзюцу или батто-дзюцу.

 

Создание иай-дзюцу или батто-дзюцу традиционно приписывают Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу (1542-1621). Однако это не совсем корректно. Техники выхватывания меча и моментального его использование либо в целях зашиты от внезапной атаки, либо в целях неожиданного нападения преподавал еще Иидзаса Тёисай Иэнао (1387 - 1488), основатель Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Эта школа включала в свою программу техники владения многими видами оружия, от меча и шеста до копья и сюрикэнов. Входил в нее и раздел Иай Дзюцу. Так что, наверное, правильнее будет говорить, что Хаясидзаки Сигэнобу первым стал практиковать и развивать иай как самостоятельную, независимую от кэн-дзюцу дисциплину. Считается, что он, так же как и Иидзаса Тёисай, получил божественное вдохновение, которое привело к созданию искусства, получившего название Мусо Синдэн Дзюсин Рю Батто Дзюцу. Практически все известные сегодня школы иайдо являются ответвлениями этой легендарной школы. (Более подробную информацию о ней вы найдете в статье «История Мусо Синдэн-рю»)

 

Философская концепция иайдо

Сущность иайдо наиболее полно выражена в фразе «Сая-но-ути». Сая но ути -- это сокращенная фраза. Полностью она звучит так: «сая но ути дэ кацу» и означает она: «Победить, не вынимая меча из ножен». Подлинный смысл этой фразы заключается в том, что человек должен одержать победу еще до того, как меч будет извлечен из ножен.

 

Структура ката иайдо

В отличие от кэн-дзюцу, иай-дзюцу выполняется как одиночное упражнение (тандоку рэнсю). Каждая ката (форма) начинается и заканчивается с мечом в ножнах. У каждой из них есть свой конкретный сценарий. Действие ката может происходить в помещении, среди домов, на открытой местности или даже в толпе людей (словом, в ката моделируется некая повседневная, а не боевая ситуация). При этом человек, выполняющий ката, может сидеть, полусидеть, стоять или просто идти (то есть быть относительно неготовым к бою).

 

Независимо от стиля, ката иай-дзюцу состоят из четырех технических действий: Нукицукэ или Нукиути (выхватывание меча с ударом), Кирицукэ или Кириороси (нанесение основного удара), Тибури или Тибуруй (стряхивание крови с лезвия меча) и Ното (вкладывание меча в ножны). В рамках этого формата существует множество различных вариаций, таких, например, как удар вперед рукоятью перед выхватыванием меча, стягивание ножен с лезвия и немедленный колющий удар назад; рубящие удары под разными углами; развороты для атаки в разных направлениях, блокирования неожиданных атак противника и так далее. Каждое из этих действий должно быть выполнено наиболее эффективным образом, и все они должны плавно переходить одно в другое, составляя единое движение, при выполнении которого необходимо постоянно сохранять состояние дзансин.

raquo;, которое означает - где бы ты ни находился, ты всегда должен быть готов мгновенно реагировать. (Небольшое лингвистическое пояснение для тех, кому такое утверждение не кажется очевидным: слово

Яндекс.Метрика

MySQL: 0.0814 s, 7 request(s), PHP: 0.0582 s, total: 0.1396 s, document retrieved from database.

cialis 20 mg pour femme