13
января

МУСО ГОННОСУКЭ И СИНТО МУСО-РЮ

 

МУСО ГОННОСУКЭ И СИНТО МУСО-РЮ

Статья Уэйна Мурамото. Перевод aikiportal.com.ua

Если мы можем верить легендам - а легенд в отношении этих двух мастеров боевых искусств существует гораздо больше, чем фактов - то единственный человек, который когда-либо победил Миямото Мусаси в поединке, был настолько же необычен и эксцентричен, как и о нсам. И в довершение ко всему он сделал это деревянной палкой. Совершив этот подвиг, Мусо Гонносукэ Кацуёси породил систему боевого искусства, которая возвела скромную деревянную палку в ранг выдающегося оружия бугэй Японии.

О подлинной жизни Мусо Гонносукэ нам известно очень мало достоверного, но и в отношении того немногого, что нам известно, необходимо помнить, что большая часть из того, что было написано, было приукрашено более поздними писателями, стремившимися создать захватывающее литературное произведение. Нисиока Цунэо, глава организации Сэйрюкай предупреждает о том, что многие легенды, изображавшие Гонносукэ хвастуном, возникли спустя много времени после его смерти. Нисиока говорит: «Мы даже этого не знаем о нем».

В любом случае хроники сообщают, что родовое имя Гонносукэ было Хирано, и что в детстве онносил имя Гомбэй. Предполагают, что он был дальним родственником Кисо Кандзя ноТайю Какумэя, вассала знаменитого генерала Кисо Ёсинака.

Сначала Гонносукэ изучал Тэнсин Катори Синто-рю у Сакураи Осуми но Ками Ёсикацу, затем изучал Касима Синто-рю и освоил его секретный метод, называемый «ити но тати».Согласного легенде, после этого Гонносукэ вступал в различные поединки по всей Японии, чтобы проверить свое мастерство, и никогда не проигрывал, до тех пор, пока не повстречался с Миямото Мусаси.

Безусловно, искусства владения деревянным оружием существовали задолго до Гонноскэ. В Тэнсин СёдэнКатори Синто-рю существовал раздел бодзюцу (искусство владения рокусякубо -шестом длиной шесть футов), такие же дисциплины входили и в Сэкигути-рю, Бокудэн-рю и Такэути-рю (или как оно еще называется Такэ-но-ути-рю). Если мы проследим генеалогическую линию, приведенную в Бугэй Рюха Дайдзитэн, тополучается, что Гонносукэ был учеником школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, и поэтому название его стиля, Синто Мусо (или Синдо Мусо)-рю содержит слово Синто(Путь богов).

ПОЕДИНОК С МУСАСИ ИГОРА ХОМАН

Первый поединок с Мусаси состоялся в 10-м году Кэйтё (1605 г.), через пять лет после того, как Битва при Сэкигахаре положила конец внутренним гражданским войнам и возвестила о начале двухвекового мира Токугава. Это событие, предположительно, имело место в Акаси, Провинции Харима. Существует множество версий первого поединка. Довольно глупая, но занимательная версия была придумана Ёсикавой Эйдзи в романе «Миямото Мусаси». Однако первое упоминание об этом поединке содержится в «Кайдзё Моногатари», написанном в 1629 году. Суть этой версии была позднее изложена в«Дзёдо Кёси». Вот краткий пересказ этого эпизода:

Миямото Мусаси

Был некогда хэйхося (мастер боевых искусств) по имени Миямото Мусаси. Он участвовал в боях с 16-тилетнего возраста и провел приблизительно 60 поединков. В шестом месяце, в Акаси, Провинции Харима, он встретил Мусо Гонносукэ, могучего воина ростом шесть футов. Гонносукэ был вооружен одати (длинным мечом) и одет в двухслойную накидку с рукавами и хаори с большим хи но мару (восходящим солнцем). Наотворотах было написано: «Лучший мастер боевых искусств в мире» (хэйхо тэнкаити) и «Нихон Кайдзан Мусо Гонносукэ».

…Гонносукэ былокружен примерно шестью последователями дэси, сопровождавшими его в путешествии на Кюсю. Он стал хвастаться перед Мусаси, что ему нет равных. Во время своих путешествий он, по-видимому, встретил отца Мусаси, Симмэна Мунисая, мастера дзюттэ.

«Я видел техники твоего отца, но не видел твоих» - сказал он, подстрекая Мусаси.

(Симмэн) Миямото Гэнсин Мусаси был раздражен. Он как раз вырезал ивовую ветку и ответил: «Если ты видел техники моего отца, то я ничем не отличаюсь».

Гонносукэ продолжал настаивать, провоцируя Мусаси продемонстрировать свое боевое искусство, чтобы ученики Гонносукэ могли на него посмотреть.

«Мое хэйхо не для демонстраций, - огрызнулся Мусаси - Как бы ты ни атаковал меня, я смогу остановить твою атаку. Вот и все мое хэйхо. Делай что угодно, используй любую технику».

Гонносукэ вытащил из парчового мешка деревянный меч длиной четыре сяку. (Для сравнения, обычный тренировочный меч не намного длиннее двух сяку.) После этого он напал на Мусаси без соблюдения каких-либо формальностей. Мусаси, который до этого сидел на корточках, встал и почти без усилий заставил Гонносукэ своей ивовой веткой пятится через всю комнату, прижал его к стене и легко ударил между бровей.

Другая слегка отличная версия первого поединка встречается в «Хонтё Бугэй Сёдэн». Эта книга была первоначально составлена в 4-м году Сётоку (1714 г). Вататани в своей отредактированной и снабженной комментариями версии«Хонтё Бугэй Сёдэн» отмечает, что «Нитэнки»,сборник подвигов Мусаси, составленный его последователями, помещает событие вЭдо, но это похоже на более позднее искажение. Более ранняя запись о поединке появилась в «Кайдзё Моногатари» через 26 лет после смерти Мусаси, она помещает место сражения в Акаси.

Описание поединка в«Хонтё Бугэй Сёдэн» более или менее такое же, как в «Кайдзё Моногатари», с незначительными отличиями. В этой версии Мусаси вырезал из ивовой ветки грушечный лук. Это был тонкий кусок дерева длиной всего два сяку. Мусасипригласил Гонносукэ в комнату размером в семь с половиной татами.

Возможно, на самомделе Мусаси побил Гонносукэ, используя свою специальную технику двух мечей(нито), захватив оружие Гонносукэ в Х-образный блок или дзюдзи-домэ,образованный длинным и коротким мечами. Мусаси мог перехватывать оружиепротивника этим блоком, заставляя нападающего либо сдаться, либо отступить инарваться на немедленную контратаку.

Гонносукэ должно бытьбыл большим и сильным воином, если он управлялся с таким большим боккэном илибо. Деревянный меч, приписываемый Гонносукэ в Храме Тикува, длиной четыре сяку,девять сун и два бу. Дзё Гонносукэ, должно быть был гораздо длиннеестандартного дзё, используемого сегодня.

Как бы то ни было, Гонносукэпотерпел поражение в своем первом поединке с Мусаси. Униженный, он удалился вХомангу, часть синтоистского храма Камадо, расположенного на вершине горыХоман, в провинции Тикудзэн (в настоящее время Дадзайфу, Провинция Фукуока), наострове Кюсю. В течение 37 дней он медитировал и выполнял аскетические обряды.В последнюю ночь, когда он молился перед алтарем, у него было видение.

По одной версии, емуявилось небесное дитя и сказало: «Держа в руках круглую палку, знай о суйгэцу(точка атаки на теле)»

Таинственное видениезаставило Гонносукэ вырезать короткую палку длиной приблизительно четыре сяку,два сун, и один бу (128 см).Она была длиннее стандартного тати (длинного меча) того времени, который былдлиной три сяку, два сун и один бу, но короче, чем рокусяку бо. Использовавпреимущество способности короткой палки быстро двигаться в руках искусногомастера, Гонносукэ смог побить Мусаси во втором поединке. Не очень ясно, какимименно образом Гонносукэ это сделал, однако использование дзё в современнойпрактике Синто Мусо-рю может дать нам некоторое представление об этом. Если дзёблокировать техникой дзюдзи-домэ, то дзё очень легко можно высвободить из блокаи тем же движением нанести удар по кюсё (слабой точке) на теле противника.

Гонносукэ такжесоздал систему из пяти секретных методов (хидэн гё-и), которая включала в себявсе техники нового стиля дзё.

Гонносукэ удалосьпобедить Мусаси, не причинив ему серьезного вреда. Гонносукэ стал инструкторомбоевых искусств клана Курода, находившегося в северной части Кюсю. МусоГонносукэ, серьезно изменившийся благодаря своей встрече с Мусаси и своемубожественному видению на вершине горы Хоман, создал выдающееся искусствовладения палкой, Синто (или Синдо) Мусо-рю дзёдзюцу. Божественный Путь Мусо.

СИНТО МУСО-РЮ

Рю оставался тайнымискусством (отомэ-вадза) самураев клана Курода на протяжении многих поколений.Третий глава после Гонносукэ, Мацудзаки Кинуэумон Цунэкацу, добавил в программуИттацу-рю ходзё-дзюцу (связывание веревкой) и Иккаку-рю дзюттэ-дзюцу. Позже внего проникли и другие элементы, включая Синто-рю кэн-дзюцу (фехтование намечах) и Иссин-рю кусаригама (серп и цепь). Тандзё-дзюцу (искусство владениякороткой палкой) было добавлено после периода Эдо и отмены класса воинов.

Такадзи Симидзу иЦунэмори Каминода демонстрируют технику Иссин-рю

Линия передачитрадиции проходила через различных мастеров, пока не достигла Сираиси ХандзироСигэаки. После его смерти 1 марта 1927 года его ученики продолжили преподаватьэто искусство.

Среди лучших учениковСираиси были Утида Рёхэй, Накаяма Хакудо, Морита Канъя, Такаяма Кироку, СимидзуТакадзи и Отофудзи Итидзо.

В начале двадцатоговека Утида переехал в Токио и преподавал дзё нескольким ученикам в КлубеМорских Офицеров. Позже он преподавал в парке Сиба Коэн. Одним из его учениковтам был Комита Такаёси, один из основателей Дай Ниппон Бутокукай. Еще однимучеником был великий мастер кэндо и иайдо, Накаяма Хакудо.

Хакудо, генийфехтования на мечах, попытался переделать старые ката Синто Мусо-рю таким жеобразом, каким он переделал старую систему иай, которую изучал у мастеровфехтования бывшей провинции Тоса. Система иай, которую он распространял позже,стала называться Синдэн Мусо-рю. Попытки Хакудо переработать дзё были, очевидно,менее успешными. Рёгоро после короткого периода преподавания в Токио вернулсяна Кюсю, где и продолжил преподавать.

Симидзу Такадзи, ещеодин ученик Сираиси Хандзиро, был определенно лучшим представителем рю второйполовины 20 века.

Симидзу родился в 29году Мэйдзи, всего 29 лет после того, как рухнул сёгунат. Представители семьиСимидзу раньше служили управляющими деревни и мелкими чиновниками клана. ОтецТакадзи управлял деревенской лавкой. Такадзи был вторым сыном среди трехмальчиков и трех сестер. Его мать умерла, когда ему было всего десять лет.

После того какСимидзу окончил начальную школу, он работал в производственной компании вХаката. Он вступил в дзё-дзюцу додзё Сираиси Хандзиро в возрасте 29 лет.

По словам МацуиКэндзи, Симидзу практиковал дзё-дзюцу по утрам вместе с Отофудзи. После занятийони оба плавали в заливе Хаката и расслаблялись перед тем, как идти на работу.Он также занимался у Такаямы в додзё в Фукуоке, где Симидзу был ассистирующиминструктором.

В 1921 Симидзу идругие старшие члены додзё устроили демонстрацию дзё-дзюцу на майском фестивалеДай Ниппон Бутокукай. Одним из зрителей был Кано Дзигоро, основатель Кодокандзюдо. Кано, будучи проницательным наблюдателем и человеком, активноподдерживающим боевые искусства, захотел посмотреть еще. Такаяма и Симидзуустроили ему частную демонстрацию. Впечатленный, Кано спросил, не мог быкто-нибудь приехать в Токио, чтобы преподавать дзё в Кодокане. Сираиси был ужеочень стар, а другие мастера имели предварительные договоренности, поэтомучеловеком, который, скорее всего, поедет в Токио преподавать дзё, сначала сталисчитать Симидзу.

В 1927 году Симидзуустроил демонстрацию дзё-дзюцу для Национального Полицейского Управления. В1931 Симидзу, Отофудзи Итидзо и Такаяма Кироки продемонстрировали дзё напраздновании, посвященном десятой годовщине основания храма Мэйдзи Дзингу. Втом же году Симидзу попросили стать инструктором специального подразделениятокийской полиции. Симидзу оставил жену и ребенка заботам родственников вФукуоке и переехал в Токио. Симидзу расставался со своей семьей с чувствомнекоторой печали и опасения, но он знал, что очень важно, чтобы кто-тораспространял искусство дзёдо за пределами Кюсю.

Такадзи Симидзу (дзё)и Ититаро Курода (бокуто) демонстрируют технику дзё-дзюцу

Благодаря спонсорамСимидзу открыл школу под названием Мумон («Без ворот») Додзё, в которойпреподавал дзюдоистам высокого уровня, офицерам военно-морского флота иполиции. Его ученики все принадлежали к высшим социальным кругам и обладалипревосходными личными качествами. По мере роста числа учеников, перед Симидзувстала дилемма.

Старый способпреподавания дзё ката был разработан для тренировки небольшой ограниченнойгруппы самураев. Симидзу понял, что ему придется сделать некоторыеизмененияв режиме тренировки длясовременных японских учеников. После обсуждений с другими мастерами дзё-дзюцу,Симидзу создал 12 базовых методов (кихон). После того как Симидзу представилкихон ката в Токио, они были приняты и в додзё в Фукуоке на Кюсю.

В то время какСимидзу распространял дзё в Токио, родина дзё-дзюцу, Кюсю, также сохраняла своенаследие. Занятия дзё-дзюцу стали частью программы тренировки боевых искусств вСельскохозяйственной Школе Фукуоки. Такаяма также помогал распространятьдзё-дзюцу в Префектурах Эхимэ, Хёго и Сикоку. После смерти Такаямы Отофудзи в1929 году стал главой додзё в Фукуоке.

Симидзу преподавализбранным ученикам в Мумон Додзё и в полицейской академии, в то время какдругие мастера преподавали искусство на Кюсю в додзё Фукуоки. В 1940 годуСимидзу отправился в оккупированную Японией Манчжурию, чтобы преподавать.Однако хоть число учеников очень быстро росло, это искусство оставалосьдовольно экзотическим по сравнению с более популярными кэндо и дзюдо. (Интересноотметит, что великий мастер дзюдо Мифунэ Кюдзо также некоторое время былучеником Симидзу.) В 1940 году Симидзу стал главой Дай Нихон Дзёдо Кай - шаг,который официально изменил название системы с дзё-дзюцу на дзёдо.

Членство ворганизации оставался довольно ограниченным приблизительно до 1955 года, когдадзё-дзюцу было открыто широкой публике. Согласно Патрику Лайнбергеру, эторешение было принято благодаря знакомству Симидзу с Кано Дзигоро, основателемКодокан дзюдо, который порекомендовал Симидзу сделать тайное искусство болеедоступным людям, как средство физической, ментальной и духовнойтренировки.

Еще одним стимулом кболее широкому изучению дзёдзюцу послужило то, что после Второй Мировой Войныдзёдзюцу было одним из немногих боевых искусств, разрешенных ОккупационнымиСилами, поскольку оно использовалось гражданской полицией. Поэтому, по мнениюНисиоки Цунэо, многие энтузиасты кэндо, работавшие в полиции, в послевоенныйпериод стали заниматься дзё. Дзёдзюцу продолжало оставаться частью тренировкиспециальных подразделений полиции, которые назывались кидотай. Офицерам полицииСимидзу преподавал слегка отличный стиль, основанный на практическом примененииоружия.

Приблизительно в 1965году Симидзу открыл хомбу додзё, Рэнбукан. Каминода Цунэмори стал заниматьсяпреподаванием полиции, а Симидзу сосредоточился на распространении дзё средигражданских.

В соответствии сизменением ориентации, Симидзу решил изменить и термин дзёдзюцу на дзёдо,«путь» дзё. Симидзу, подобно основателям других форм -до, хотел, чтобы боевое впрошлом искусство также служило более высоким философским и духовным целям.Однако важно отметить, что при правильной практике дзёдо должно отражать своидревние боевые корни.

В конце 60-х годовСимидзу помог в строительстве храма Мусо Гонносукэ Дзиндзя на территориисинтоистского храма на горе Хоман. Семена интернационализма Симидзу принеслисвои плоды, когда в 1960-х годах была основана Международная Федерация Дзёдо сфилиалами во Франции, Соединенных Штатах и Юго-восточной Азии. В начале 70-х оннеоднократно ездил в Соединенные Штаты и Малайзию, распространяя искусство дзёпо всему миру.

Когда в 1971 году былопубликован роман «Миямото Мусаси» популярность дзёдзюцу резко возросла. И хотяэта книга была по большей части плодом воображения автора, в ней была показанадружба между Гонносукэ и Мусаси.

В 1975 году умерлажена Симидзу, а сам великий популяризатор дзё умер 22 июня 1978 году (53-й годСёва).

Синто Мусо-рюпрактикуют различные организации, включая Синдо Мусо-рю Ходзон-кай,представляющую основное направление в тренировке дзёдо. Другие организации,созданные после смерти Симидзу, каждая развивает искусство самостоятельно.Также в Дзэн Нихон Кэндо Рэммэй (Всеяпонской Федерации Кэндо) есть Дзёдо-бу(отделение Дзё).

Версия дзёдоФедерации Кэндо слегка отличается из-за влияния техник современного кэндо.

Такадзи Симидзувыполняет хонтэ-ути

ТЕХНИКИ ДЗЁ

Чем характеризуетсяСинто (или Синдо) Мусо-рю? Это мощное искусство, в котором дзё используетсяпротив противника, вооруженного мечом.

Дзё можно бить какмечом, сметать как нагинатой, колоть как копьем. Но в отличие от оружия,имеющего лезвие, в дзё можно использовать оба конца, а его ма-ай (боеваядистанция) может варьироваться в зависимости от вашего хвата. Благодаряскорости и изменяемому ма-ай, в руках искусного мастера, дзё представляет собойгрозное оружие.

Существует 12кихонов, составляющих также основу современного Дзэн Нихон Кэндо РэммэйДзёдо-бу. Кроме того, существует 12 омотэ вадза («внесших» форм), 12 тюдан, 2ран-ай, 12 кагэ, 6 самидарэ, 5 гохон но мидарэ и 12 окудэн («секретных» форм).

Ученики начинают стандоку рэнсю (одиночной практики), в которой основы или кихон выполняются водиночку. После этого идет сотай рэнсю, парная практика, в которой одинчеловек, вооруженный мечом, работает против другого человека, вооруженного дзё.

Мэйк Скосс, описываяправильное отношение к практике ката, пишет следующее: «…Все атакихарактеризуются расслабленными движениями и позициями, энергия максимально концентрируетсятолько в момент удара. Это способствует максимальной эффективности движений исохранению энергии, а также обеспечивает тренирующемуся необходимый запас (ёю),который можно использовать в случае возникновения чего-то непредвиденного.»

В устной традициитакже существует стихотворение, которое наставляет ученика: «…сосредоточитьсяна том, чтобы быть человеком, не причиняющим вреда другим. Суть нашего учения:в сердце дзё заключена стрела».

Сам Симидзу так училсвоих учеников: «Дзёдо необходимо практиковать для формирования характерачеловека, дзёдо должно быть подобно рулевому колесу. Жизнь - это дорога. И подороге человек может выбрать любое направление. Используйте дзё, чтобыпроложить по жизни как можно более прямой курс.»

 

Яндекс.Метрика

MySQL: 0.0110 s, 7 request(s), PHP: 0.0488 s, total: 0.0598 s, document retrieved from database.