06
января

Минору Канецука

Минору Канецука

С начала этого года — как здесь, так и заграницей — Вы строили свои занятия на множестве базовых движений таи сабаки, ссылаясь на выдержки и иллюстрации из «Будо Рэншу» («Тренировка Будо») Морихэя Уэшиба. Не могли бы Вы объяснить важность, которую Вы явно придаете этой работе?

После опубликования «Будо Рэншу» в Англии в 1978 году я тщательно изучал книгу в начале 80–х годов. Потом я сосредоточил свое изучение на развитии низкой позиции и на том, как сохранить собственный баланс и не бороться с силой. И я узнал много «вещей» из тренировок кесагири, работая мечом с Кашима — не тренируя множество техник, а только нескольких базовых движений. Только простые движения, но повторение их снова и снова. И не только в одном направлении, но разрубая впереди и разрубая сзади. Это — как в Айкидо: тэнкан таисабаки (или тай–но–хэнко), который мы повторяем много раз, или укэми вперед и назад.

Потом, примерно через два года, я увидел французскую версию «Будо Рэншу», и теперь много людей во Франции и других странах изучают этот текст. Конечно, Основатель никогда не писал книги, но, как я это понимаю, во время специальной летней школы, которую он проводил в начале 30–х годов, два–три его ученика продолжили его дело. И девушка, учившаяся рисовать, сделала наброски движений. Основатель просмотрел работу и одобрил её в качестве обучающего руководства. Мы должны помнить, что люди, написавшие эту книгу, были не экспертами, а только учениками; поэтому описания движений очень коротки.

Мне кажется, что «Будо Рэншу» не так уж и легко объяснить. Текст довольно краткий.

Да, даже японскую версию книги не всегда легко понять.

Так почему же Вы думаете, что эту книгу так важно изучить? Вы считаете, что она содержит сущность тренировок Айкидо?

Мы должны помнить, что книга была написана до того, как Основатель назвал своё творение «Айкидо». Он изучал многие формы традиционного будо, и я думаю, что он точно говорил, что то, что содержится в книге — не Айкидо, которое более очищено, чем техники «Будо Рэншу», похожие больше на дзю–дзюцу, самооборону. Они очень прямые и простые. Некоторые части книги я нахожу лёгкими для понимания, хотя другие — остаются пока ещё трудными. Некоторые техники требуют очень хорошее укэми, поэтому только старшие ученики могут справиться с ними. Так что я не могу обычно использовать всё, что написано в этой книге.

Когда нынешний Дошу — Моритэру Уэшиба сэнсэй — в прошлом году посетил летнюю школу Британской Федерации Айкидо, мы обсуждали с ним книгу, и он одобрил идею проведения моих тренировок Айкидо на базе этой книги. Даже хотя в ней — и не чистое Айкидо, надо сказать что очень много людей интересуются книгой сегодня и практикуют её — не только занимающиеся Айкидо, но и ученики других боевых искусств — так что мы должны знать кое–что о ней.

Итак, вернёмся к моему первому вопросу: используя «Будо Рэншу», Вы обучали основным движениям таисабаки.

Мне нравится начинать с тачиваза кататэдори для изучения таисабаки, потому что через этот первый основной захват мы можем начать изучать правильную маай. От кататэдори мы можем научиться правильному сокумэн (уход в сторону) — это самое безопасное место, когда Вы находитесь сбоку от Вашего партнёра, в его «мёртвой точке», на японском мы называем это ши–каку. И также научиться, в какую сторону двигаться, в каком направлении и т.д. Да, я нахожу, что захват кататэдори действительно полезен для тренировок.

После того, как опубликовали французский перевод «Будо Рэншу», я пообещал ученикам, что при поездке во Францию буду использовать этот учебник; и я построил на нём свои курсы в Париже в январе и в Ажэне, около Тулузы, в марте; и, конечно, я основываю на этом учебнике свои тренировки в Великобритании. Изучая «Будо Рэншу», я увидел, что эти базовые техники содержатся в более ранних опубликованных японских книгах: кататэдори учикайтэннагэ, сотокайтэннагэ, тэнчинагэ и другие техники. Также техники от риотэдори. По существу, все движения Айкидо одинаковые. Ваш центр движется вместе со всем телом, а не только с вашими руками. Вы не должны двигать рукой от плеча без движения тела. Один шаг — вперед или назад — ваша ступня и голова вместе. Все это объясняется в «Будо Рэншу». Странно: если мы пытаемся сделать «вещи» из этой книги, опираясь на наши предыдущие знания, то это трудно. Но если мы приближаемся к простому, к изначальному, то это работает. Как я уже говорил, то, что содержится в книге, — не совсем Айкидо, но основные принципы движений Айкидо в ней есть. В частности, я нашел принципы кокюнагэ в этой книге (вы также можете их найти в «Такемусу Айки» Сайто Сэнсэя, том 4: «Кокюнагэ»).

Да, но для нас является проблемой то, что у большей части техник в «Будо Рэншу» нет никаких названий.

Да, иногда они описываются как «кокю» или «айкинагэ». Потому что, когда книга была написана, техникам Айкидо еще не дали названий. Я думаю, что сущность кокюнагэ — это координация. Основное движение — это кокю–хо (кокю–хо — это упражнение, или прием). Если, делая кокю–хо с таисабаки, вы бросаете вашего партнера, то кокю–хо превращается в кокюнагэ. Я считаю, что все техники должны основываться на кокю–хо. Через кокю–хо вы контролируете всё тело партнера через его локоть (например, иккё, санкё и т.д.) или запястье (как в никкё). Так же вы увидите, что шихонагэ, ириминагэ, котэгаэши и тэнчинагэ — все базируются на том же принципе. Разница заключается только в направлении, в котором вы двигаетесь, или в том, как работают ваши руки: поднимаются, опускаются, возвращаются или продолжают движение, делаете ли вы ирими или тэнкан и т.д.

Я подумал, что замечание, которое Вы сделали вчера, очень мудрое. Вы сказали, что если Вы можете вывести Вашего партнера — с его весом — только на одну ногу, то техника практически завершена.

Верно. Из этой позиции Вы можете продолжать в любом направлении. Так что не обязательно делать бросок. Фактически, на тренировках Айкидо мы действительно не нуждаемся в татами.

Яндекс.Метрика

MySQL: 0.0082 s, 7 request(s), PHP: 0.0421 s, total: 0.0504 s, document retrieved from database.

cialis andorre acheter