07
декабря

Биография Морихея Уесибы

Морихэй Уэсиба (14 декабря 1883 - 26 апреля 1969) — основатель Айкидо. Родился в городе Танабэ в Японии. Известен как О-Сэнсэй.

Айкидо создано Уэсибой на основе элементов традиционных японских единоборств Дайто-рю Айки-дзюцу, кэн-дзюцу и дзё-дзюцу. Название айкидо состоит из трёх иероглифов: ай(?) — соединение, гармония; ки(?) — духовная сила; до(?) — путь.

Основной принцип айкидо, как системы самообороны— использование силы (Ки) противника против него самого. В айкидо используются броски (нагэ-вадза), болевые удержания (осаэ-вадза), удары (атэми). Также характерной чертой айкидо являются круговые движения при уходе с линии атаки и выведение противника из равновесия (кудзуси).

Уэсиба был старшим из четверых детей в семье. Его отец был крестьянином, а мать принадлежала к знатной семье Итокава. В возрасте 7 лет он начал изучать конфуцианство и буддистскую письменность. В 1902 году Уэсиба отправился в Токио и стал продавать письменные принадлежности и школьные товары в торговом районе Нихонбаси. В то же время он начал заниматься дзю-дзюцу (??) и кэн-дзюцу (??).

Сокаку Такэда

В 1903 году он записался добровольцем в армию в Осаке и принимал участие в русско-японской войне. В 1907 году покинул армию.

В 1912 году[источник не указан 318 дней] по призыву правительства Уэсиба переехал на остров Хоккайдо на освоение незаселенных земель. Благодаря своему образцовому самообладанию и самоотверженной работе на благо общины, он вскоре становится её лидером и получает у поселенцев титул «Короля Сиратаки» (одной из провинций Хоккайдо)[источник не указан 318 дней].

В 1915 на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсиды был представлен Сокаку Такэде — мастеру Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и стал его учеником. Эта встреча имела важнейшее значение для будущего развития техники айкидо. Последующие 5 лет он учился у этого мастера и получил степень Кёдзю Дайри. Обладатель этой степени должен был на высоком уровне владеть 348 техниками.

В 1920 году Уэсиба теряет своего отца и двух маленьких сыновей. В этом же году переезжает в Аябэ, центр нового религиозного учения Омото-кё. Там он знакомится с создателем религии Омото-кё Онисабуро Дэгути.

Морихэя Уэсибу покорило учение Онисабуро Дэгути, который проповедовал, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека. С этого времени напряженные физические тренировки Морихея Уэсибы дополняются усиленными упражнениями в медитации. В том же году он открывает свое первое додзё в пристройке дома, первыми его учениками становятся последователи Омото-кё. Слава о нем, как о мастере боевых искусств, быстро распространяется. Вскоре его учениками становятся моряки с ближайшей военной базы. Будучи мастером Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, Уэсиба накапливает опыт ведения тренировок, появляются собственные методики и наработки. Именно в это время рождается начальная форма Айкидо.

В 1921 году у Уэсибы рождается сын Киссёмару, который впоследствии станет вторым досю (хранителем пути).

В 1922 на Аябэ приезжает учитель Уэсибы Сокаку Такэда. На протяжении 6 месяцев он проводит тренировки и перед своим отъездом выдает Уэсибе инструкторский сертификат[источник не указан 318 дней].
В том же году Морихэй Уэсиба впервые называет свою борьбу «Айки-Будо» (????)[источник не указан 318 дней].

В 1924 году Уэсиба принял участие в авантюре Онисабуро Дэгути — «великий поход» на Запад в поисках Шамбалы. Один из создателей секты-религии Омото-кё вдруг почувствовал в себе аватар будды Мироку, собрал группу добровольцев вместе с Уэсибой и Онисабуро, сев на белого коня, повел группу во Внутреннюю Монголию. Но путешественников вскорости арестовали, посчитав японскими шпионами и даже успели приговорить к смерти. Только заступничество властей Японии вернуло им свободу[1].

В этом путешествии у Морихэя Уэсибы впервые проявляются паранормальные способности — сиддхи. Кроме известного уворачивания от пуль и меча (до нанесения удара противником видел огненную черту, где пройдет лезвие меча) Уэсиба обладал способностью предсказывать будущее[2].

По возвращении из бесславного похода Морихэй стал усиленно тренироваться в боевых и духовных практиках, надолго уходя в горы Кумано. Он часто принимал обряд мисоги — очищение тела и духа под холодным горным водопадом, падающим прямо на макушку. Некоторые последователи утверждали, что в горах Кумано Уэсиба тренировался под руководством свирепого духа — воронообразного чёрта тэнгу[источник не указан 318 дней]. В результате столь строгой тренировки весной 1925 года Уэсиба достиг просветления сатори.

В 1932 году под патронажем и покровительством Омото-кё Уэсиба открывает и возглавляет Общество продвижения и поддержки боевых искусств Японии — Дайнихон Будосэнъёкай. Основными учениками были члены Народной милиции Омото-кё[3].

Примерно в эти же годы Уэсиба задумывается о преемнике. Уэсиба стал решать вопрос преемника в стиле учения Омото-кё, то есть преемником становится муж дочери, при этом зять усыновляется. (В Омото-кё сосоздательница Нао Дэгути усыновила Киссабуро Уэду, женив на своей дочери Сумико, с переименованием его в Онисабуро Дэгути. С тех пор главой Омото становятся мужья дочерей по женской линии, идущей от Нао Дэгути). Так и Уэсиба для своей дочери Мацуко нашел жениха среди учеников, мастера кэндо Киёси Накакура.

В Кобукане Уэсибой была даже основана школа кэндо, преподавателем в которой и был зять Накакура. Его Морихэй усыновил и дал свою фамилию Уэсиба. Однако через несколько лет произошел развод и Киёси Накакура покинул Уэсибу, став однако большим мастером кэндо и иайдо (9 дан)[4].

В 1936 Уэсиба открывает собственную школу в Токио с поддержкой Онисабуро Дэгути[источник не указан 318 дней].

В 1941 году впервые было упомянуто название «айкидо» (???)[источник не указан 318 дней]. Уэсиба видел айкидо, содержащее гармонию и любовь, как средство для объединения всех людей в мире, как ему и проповедовали в Омото-кё, духовные постулаты которого и легли в основу философии айкидо — пути гармонии и любви.

В 1942 году Уэсиба переезжает в город Ивама префектуры Ибараки. Там он строит додзё и Храм Айки (в рамках религии Омото-кё). Один из биографов утверждает, что это было выражением протеста против власти военных. Возможно, это также было связано с преследованием религиозного движения Омото-кё — японской военной полицией (Кипэй Тай), аналога гестапо. Онисабуро Дэгути и множество других были арестованы, храмы Омото-кё в Аябэ и Камэоке разрушены (1935 год). От ареста Уэсибу спасло заступничество высокопоставленных учеников[5].

После войны Уэсиба возвращается в Токио и открывает додзё в районе Вакаяма.

В 1950 году Уэсиба путешествует по Японии и преподает айкидо.

Умер Уэсиба в 1969 году в возрасте 86 лет.

Яндекс.Метрика

MySQL: 0.0183 s, 7 request(s), PHP: 0.0462 s, total: 0.0645 s, document retrieved from database.