Ключевая для становления азиатских культур, концепция ки (ци по-китайски) на Западе стала известна сравнительно недавно. Однако ки не так-то просто дать определение на любом языке. Ки — это активная действующая сила творения: «Мириады вещей, несущих инь и включающих в себя ян, достигают посредством ки гармонии». Таким образом, ки синонимично самой жизненной силе: «Если есть ки, то это жизнь. Если нет ки, то это смерть». Как животворящий принцип, ки заставляет мир функционировать: она поддерживает ветер и дождь, ее можно ощущать как жар или холод, она течет в крови, и даже придает форму горам и рекам. В этом смысле ки — это универсальная энергия.


  Далее...

31
марта

Ма-ай

 Одной из отличительных черт азиатской культуры является ма, которое может означать, в зависимости от обстоятельств, «место», «пространство», «промежуток», «тайминг» или «ритм». В живописи ма широко используется как негативное пространство. Это означает, что большие куски полотна оставляются пустыми или едва закрашенными, чтобы вызвать ощущение облаков, далеких гор, широких водных просторов и тому подобного. В каллиграфии расположение в пространстве имеет еще более важное значение, и признаком настоящего мастера является способность естественно расположить иероглиф в правильном месте.


  Далее...

Дыхние в мокусо (mokuso) - это базовый метод дыхания в кендо. Спокойное, но мощное.

 Основная процедура дыхания в мокусо:

1. вдыхайте в течение 3 секунд

2. задержите дыхание на 2 секунды

3. выдыхайте в течение 10-15 секунд

 

Как это нужно делать?

1. Вдохните

Вдыхайте через нос. Во время вдоха воздух проходит вниз в место, которое называется seika-tanden (примерно на три пальца ниже пупка). Это не дает нам дышать поверхностно. Мы должны дышать глубоко. Когда мы вдыхаем, наши плечи часто поднимаются. Может показаться, что мы вбираем в себя много воздуха, однако на самом деле не можем этого сделать. Но если мы будем использовать желудок или брюшную полость вместо груди при вдохе, у нас получится вдохнуть намного больше воздуха.


  Далее...

15
мая

Киай (Kiai)

Что такое киай (kiai)?

Для начала давайте определим, что такое киай.

Sumi сенсей (Hanshi 8 дан) говорит в своей статье, что «согласно Kojien (японско-японский словарь), киай - это «воля, дух или крик во время выполнения чего-либо в процессе концентрации»».

Далее он продолжает, «Поэтому, когда мы говорим «cделай это своим ки», это означает «сконцентрируйся и сделай это». В кендо мы должны заставить своего оппонента почувствовать нашу «духовную, ментальную силу», сотворенную нашей концентрацией. Это победа посредством киай в кендо.»

Позвольте объяснить это.


  Далее...

Общение со всем сущим

То обстоятельство, что слово перекидывает мостик от человека к человеку, не есть повод пренебрежительно или даже презрительно относиться к сферам жизни, где слово не соединяет, не создает живого контакта, а наоборот, разверзает пропасть (как будто то, что не достигло ступени «человек», есть явление временное и поэтому не должно восприниматься как существенное).


  Далее...

Жизнь дзэн-буддиста вне монастыря

 Каким бы важным ни было духовное преобразование, которое переживает ученик через сатори, поначалу он не полностью включен в процесс изменения. Он духовно свободен, но еще далек от той всеобъемлющей свободы, которая даст ему возможность жить через Истину — и только через нее. Потому что эта Истина (если вы хотите назвать ее именно так) еще не видна. Он к ней пока только приближается. Он видит ее родство со всеми вещами и с самим собой, но он все еще не то, что он созерцает: он еще не един со своей основой, то есть с безосновностью своей основы.


  Далее...

Дальнейшая медитация на основе коана

В нужное время мастер доверит ученику и другие коаны. Не для того, чтобы постепенно дополнять просветление, — ведь его достигают полностью и одномоментно, ибо в каждом коане содержится весь дзэн, — но чтобы сделать его привычным, дать ему закрепиться, затренировать его. Оба старых глаза все еще действуют, и в их распоряжении упражнения, длящиеся всю жизнь. И в то же время с помощью коанов можно определить широкий круг сущего; с этой точки зрения коаны можно даже классифицировать.

Во время медитации ученик уже не повторит старых ошибок. Теперь он не будет искать разумных подходов, потому что благодаря своим неудачам научился отключать мыслительный процесс, как совершенно бесполезный. Возможно, едва приступив к сосредоточению, он вдруг найдет ответ. Решение может буквально свалиться на него, и он в просветленном созерцании «увидит» то, о чем его спрашивают. И тогда он снова обратится к наставнику, чтобы тот подтвердил или отверг его ответ. Он подчиняется приговору мастера, принимая отказ не униженно и послушно, а согласно, как подчиняются судьбе. Возможно, подобная покорность не свойственна ему изначально. Возможно, внутренне он бушует по поводу якобы безграничной


  Далее...

Мастера дзэн всегда в пути.

Слово само по себе — это меньше, чем мысль, мысль — это меньше, чем опыт.

Слово — это фильтр, и то, что в нем оседает, лишено лучшей своей части.

Платон (письмо № 7): «Серьезный человек, занимающийся серьезными вещами, писать не должен».

Нужна не одна жизнь, чтобы усвоить Истину дзэн, чтобы быть ею.


  Далее...

ВВЕДЕНИЕ

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки*

Одна из важнейших особенностей стрельбы из лука и всех остальных искусств в странах Дальнего Востока (особенно в Японии) состоит в том, что они не служат никаким прикладным целям и не созданы для чисто эстетического наслаждения. Их задача — развить сознание и привести его в соприкосновение с конечной реальностью. Так, стрелять из лука учатся не только для того, чтобы попасть в мишень; меч вынимают из ножен не для того, чтобы поразить противника; танцуют не для того, чтобы совершать ритмичные движения тела; все эти занятия направлены на достижение гармонии между сознанием и бессознательным.


  Далее...

Яндекс.Метрика

MySQL: 0,0229 s, 66 request(s), PHP: 0,0723 s, total: 0,0952 s, document retrieved from database.